Отказ в оказании медицинской помощи - Бесплатная юридическая консультация

Отказ в оказании медицинской помощи

Автор статьи: Последнее изменение: Январь 2024 года 5947 0

Согласно положениям Конституции и других нормативных актов, врачи обязаны принимать всех больных и оказывать им лечение в рамках своей специализации. Особенно персонал городских лечебных учреждений. Как быть, если отказали в медицинской помощи, могут ли врачи выгонять пациентов – подробнее в данной статье.

Нормативная база

В РФ работают две системы медицинского страхования:

Обязательная

Добровольная

Оказывающая населению бесплатные медицинские услуги в рамках государственной программы, утвержденной по стране (ОМС). Пользоваться которой могут лишь клиенты, заключившие договор с организацией (ДМС).

Первая касается всего населения страны, а вторую люди могут выбирать по необходимости. Весь механизм здравоохранения регулируется следующими нормативными актами:

  • ФЗ – 323 (21.11.2011, 11 статья) – не допускает возможности отказа в оказании необходимых медицинских услуг больным. И требования платы за работы, если программой ОМС гарантировано бесплатное лечение всех застрахованных граждан. Люди могут воспользоваться дополнительными привилегиями:
  • выбирать себе клинику и лечащего врача;
  • получать качественное и полноценное лечение – амбулаторное, стационарное, диагностическое и пр.
  • Постановление Правительства № 1492 (08.12.2017).
  • Региональные программы, разработанные местными властями, содержание перечень организаций системы здравоохранения, оказывающих населению услуги в рамках действующего ОМС.
Полный перечень бесплатных лечебных услуг описан в полисе, выдаваемом каждому клиенту при заключении договора страхования.

Какие виды медицинской помощи оказываются бесплатно

Всем владельцам действующих полисов ОМС могут предоставляться услуги:

  1. Первичное взаимодействие врача с пациентом: осмотр, прохождение флюорографии, сдача некоторых анализов, получение обязательных прививок, диспансеризация с консультацией ряда специалистов. При посещении государственной поликлиники, гражданин должен сначала зайти к терапевту. Тот изучив анамнез и расспросив пациента, отправит его сдать анализы, затем к специалистам узкого профиля.
  2. Специализированная помощь в стационаре при необходимости. Оказывают «узкие» специалисты – гинекологи, хирурги, ортопеды и пр. Подвидом группы считается высокотехнологическая помощь с применением уникальных методов и сложного оборудования. Например, сложные операции, протезирование.
  3. Паллиативные – действия по избавлению от приступа острой боли, облегчение симптомов заболеваний (ведение тяжелых больных в хосписе).

Отдельно идут медицинские услуги, которые врачи обязаны оказывать всем пациентам вне зависимости от наличия/отсутствия у них полиса. Их можно получить и бесплатно:

  • ЭКО – искусственное оплодотворение, лечение бесплодия;
  • химио-, лучевая терапия – назначается онкобольным;
  • медицинская реабилитация – целый комплекс мероприятий, помогающих быстрее восстановиться после сложной операции или перенесенного заболевания;
  • диализ – очищение крови при почечной недостаточности, применение «искусственной почки»;
  • профосмотры;
  • диспансерное наблюдение;
  • неонатальный скрининг – вид обследования новорожденных на выявление у них наследственных заболеваний;
  • аудиологический скрининг – проверка слуха новорожденных;
  • дородовая диагностика будущих мам.

Назначается лечащим врачом и проводится обычно в том же лечебном учреждении. Или пациента направляют в иные медцентры с направлением.

Медицинская помощь бывает 3 разновидностей:

Плановая

Неотложная

Экстренная

Проводится регулярно или по назначению. Процедуры для поддержания или улучшения состояния пациента, жизнь которого находится вне опасности. Комплекс мер при сложной, но неопасной ситуации. Оказывается при чрезвычайных ситуациях, когда жизнь пациента в опасности. Отказ врачей не допускается, это незаконно и противоречит клятве Гиппократа, даваемой каждым медицинским работником в начале их обучения.
Важно! Отказ врача расценивается как нарушение прав гражданина. Вне зависимости от учреждения: государственное оно или частное. Все медицинские организации подчинены единым правилам и нормативным актам, регулирующим их работу.

Возможные причины отказа в медицинской помощи

Специалисты обязаны предоставить конструктивные причины, почему они не желают заниматься лечением пациента. Самые распространенные:

  • Отсутствие записи – большинство врачей в поликлиниках и больницах принимают пациентов только после записи. Об этом посетителей уведомляют сотрудники справочной в холле медучреждения. Необходимо предварительно записаться на прием к нужному специалисту, если не требуется неотложная помощь и явиться в указанное время.
  • Постоперационные или реабилитационные мероприятия были выполнены не полностью. Например, лечащий врач составил неполный список лекарств для больного, вписав лишь имеющиеся в наличии препараты. Или требуются процедуры, которые пациент может получить в других учреждениях и платно, хотя он вправе получать их без оплаты и очереди из-за своего диагноза.
  • Навязывание платных услуг пациентам, введение их в заблуждение. Требование оплатить врачу с неотложки за вызов, приобрести дорогие лекарства, хотя есть более доступные аналоги. Замена «улучшенной модели» хрусталика за плату вместо обычной операции, которую можно выполнить бесплатно по ОМС.
  • Отказ сменить лечащего врача или прикрепить к медучреждению. Поликлиники принимают население по месту прописки и обязаны включать всех живущих рядом. Полис ОМС действителен на всей территории страны, владелец вправе обратится в любую больницу или поликлинику и получить там лечение бесплатно, если оно работает с ОМС.
Комментарий специалиста
Леонов Виктор
Юрист
Задать вопрос эксперту
Прикрепиться к ближайшей поликлинике или больнице граждане могут даже с временной пропиской. Также специалисты обязаны выезжать на дом к людям, кто не может их посещать самостоятельно.

Куда можно обратиться с жалобой, если отказали в медицинской помощи

Свое недовольство гражданин должен облечь в письменную форму – составить жалобу и обратиться:

  1. В администрацию той медицинской организации, где ему было отказано (к главному врачу или его заместителю). Данные специалистов можно получить в холле учреждения или справочной.
  2. В страховую компанию, выдавшую ОМС – телефоны указаны на самом бланке полиса или официальном сайте компании.
  3. Территориальное отделение ФОМС.
  4. Территориальное отделение Росздравнадзора.
  5. Региональный Минздрав (департамент здравоохранения).
  6. Правительство региона.
  7. Прокуратуру.
  8. Депутатам, в общественные объединения.
  9. Администрацию Президента или суд.

Лучше начать с администрации медучреждения, затем действовать от противного: если отказала одна инстанция, идти выше. Суд считается последним местом, там жалоба превращается в иск и будет возбуждено судебное производство в отношении врача и его начальства, считающего такое поведение специалиста допустимым.

Важно! Если в инстанциях дают отписки в ответ на жалобу, надо сохранить их. Так гражданин документально подтверждает свои действия и поведение государственных органов.

Порядок действий

Ситуации, когда врачи не желают лечить пациента оборачиваются конфликтом. Здесь важно успокоиться и действовать обдуманно:

  • Выяснить объективную причину. Специалисты обязаны четко произнести ее. Потом запомнить ФИО врача и номер его кабинета.
  • Обратиться с устной жалобой к заведующему и руководителю учреждения. Потребовать объяснений. Пациента могут записать в ближайшее время или устроят ему немедленный прием у другого специалиста, если причина оказалась надуманной.
  • Проблема осталась – набрать номер «горячей линии» территориального отдела ФОМС или Минздрава (их можно посмотреть на сайтах данных учреждений). Все разговоры записываются автоматически. Достаточно назвать себя, данные медцентра, где отказали и ФИО сотрудника. Если на звонок не последовало реакции, написать письменную жалобу в организацию, куда звонили.
  • Далее идти в Росздравнадзор с жалобой, если нет реакции – в прокуратуру. Указать в тексте обращения факты отказа других инстанций и приложить их отписки. Все госучреждения обязаны отсылать письменные уведомления в ответ на заявления. В отказных указывать причину.
  • Кроме письменного заявления гражданин может записаться чрез официальный сайт на прием к руководителю (или заместителю) и изложить свою проблему ему.
Комментарий специалиста
Потапова Светлана
Юрист
Задать вопрос эксперту
Приобретая платные услуги или лекарства, нельзя отдавать деньги врачу на руки. Оплату производить только в кассе и сохранять чеки!

Как составить жалобу

Эффективнее письменные обращения, т.к. они требуют ответного уведомления, которое присылается заказным письмом на указанный заявителем адрес. Необходимо составить два одинаковых документа. В первом сотрудники инстанции поставят пометку о получении, а второй экземпляр заберут. Внешне жалоба выглядит как стандартное заявление и пишется на обычном листе А4. Состоит из:

  1. Шапки. Там автор пишет наименование учреждения – получателя, его адрес, ФИО руководителя. Ниже отдельной строкой свои данные – ФИО, адрес проживания и контакты. Ниже «шапки» в центре поместить слово: «Жалоба».
  2. Содержание. Кратко и придерживаясь делового стиля, автор должен изложить проблему. Когда, где и что случилось. Со ссылкой на нормативные акты.
  3. Заключение – тут автор излагает свои требования, например: «Прошу разобраться в ситуации» или «Прошу призвать к ответу».
  4. Опись – списком перечислить все прилагаемые к жалобе документы, в скобках напротив каждого указать, оригинал это или копия.
  5. Дата, подпись и расшифровка подписи.

Не допускаются помарки, приписки карандашом и произвольные речевые обороты. Можно написать жалобу вручную или напечатать. Содержание обоих экземпляров документа должно быть идентичным. Доказательства также важны: записи разговоров, видео, чеки оплаченных услуг, договор ОМС по которому человек вправе лечиться бесплатно и пр.

Судебная практика

Суд является конечной инстанцией, куда может обратиться гражданин. Прежде следует обойти другие учреждения: Росздравнадзор, городская администрация, прокуратура и пр. Обращения, касающиеся неоказания медицинских услуг делятся на 2 группы:

  1. Истец возмущен непрофессиональным поведением врачей, отказавших ему в медицинской помощи и возмещении вреда, ставшего последствием их действий. Подобные иски вправе подавать как сам пострадавший, так его родственники в случае смерти или недееспособности последнего.
  2. Недовольство отсутствием услуг или их качеством. Пациент выступает как потребитель и судья будет апеллировать к Закону № 2300-1 (07.02.1992) «О защите прав потребителей»:
  • госпошлину истец не платит;
  • обычно проводится экспертиза качества оказанной медпомощи и всех последствий в результате невыполнения врачами их работы;
  • истец может затребовать возмещение материального и морального вреда.
Комментарий специалиста
Платонов Александр
Юрист
Задать вопрос эксперту
При втором случае важную роль играет доказательная база. Все собранные свидетельства очевидцев, документы и выписки, показания других врачей и пациентов. Суд учтет каждый аргумент.

Ответственность медицинских учреждений

За невыполнение своей работы врачи и их руководство несут уголовную ответственность. Медучреждение можно наказать по 1068 статье в ГК РФ за ухудшение здоровья пациента, кому отказались помочь. Отдельных специалистов можно привлечь по другим статьям:

  • статья 125 в УК РФ – за нежелание оказать медицинскую помощь;
  • статья 293 в УК РФ – халатность;
  • статья 118 в УК РФ – нанесение тяжкого вреда здоровью;
  • статья 109 в УК РФ – причинение смерти пациенту по неосторожности.

Законы защищают права людей, главное нужно действовать оперативно и не спускать дело на самотек. Меру наказания виновным назначит суд после рассмотрения искового заявления, подкрепленного доказательной базой.

Автор статьи
Анастасия Иванова
Юрист. Опыт работы в юридической сфере - более 10 лет. Высшее юридическое образование. Окончила МГУ (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова).
Написано статей
6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *