Отказ в оказании медицинской помощи
Согласно положениям Конституции и других нормативных актов, врачи обязаны принимать всех больных и оказывать им лечение в рамках своей специализации. Особенно персонал городских лечебных учреждений. Как быть, если отказали в медицинской помощи, могут ли врачи выгонять пациентов – подробнее в данной статье.
Нормативная база
В РФ работают две системы медицинского страхования:
Обязательная |
Добровольная |
Оказывающая населению бесплатные медицинские услуги в рамках государственной программы, утвержденной по стране (ОМС). | Пользоваться которой могут лишь клиенты, заключившие договор с организацией (ДМС). |
Первая касается всего населения страны, а вторую люди могут выбирать по необходимости. Весь механизм здравоохранения регулируется следующими нормативными актами:
- ФЗ – 323 (21.11.2011, 11 статья) – не допускает возможности отказа в оказании необходимых медицинских услуг больным. И требования платы за работы, если программой ОМС гарантировано бесплатное лечение всех застрахованных граждан. Люди могут воспользоваться дополнительными привилегиями:
- выбирать себе клинику и лечащего врача;
- получать качественное и полноценное лечение – амбулаторное, стационарное, диагностическое и пр.
- Постановление Правительства № 1492 (08.12.2017).
- Региональные программы, разработанные местными властями, содержание перечень организаций системы здравоохранения, оказывающих населению услуги в рамках действующего ОМС.
Какие виды медицинской помощи оказываются бесплатно
Всем владельцам действующих полисов ОМС могут предоставляться услуги:
- Первичное взаимодействие врача с пациентом: осмотр, прохождение флюорографии, сдача некоторых анализов, получение обязательных прививок, диспансеризация с консультацией ряда специалистов. При посещении государственной поликлиники, гражданин должен сначала зайти к терапевту. Тот изучив анамнез и расспросив пациента, отправит его сдать анализы, затем к специалистам узкого профиля.
- Специализированная помощь в стационаре при необходимости. Оказывают «узкие» специалисты – гинекологи, хирурги, ортопеды и пр. Подвидом группы считается высокотехнологическая помощь с применением уникальных методов и сложного оборудования. Например, сложные операции, протезирование.
- Паллиативные – действия по избавлению от приступа острой боли, облегчение симптомов заболеваний (ведение тяжелых больных в хосписе).
Отдельно идут медицинские услуги, которые врачи обязаны оказывать всем пациентам вне зависимости от наличия/отсутствия у них полиса. Их можно получить и бесплатно:
- ЭКО – искусственное оплодотворение, лечение бесплодия;
- химио-, лучевая терапия – назначается онкобольным;
- медицинская реабилитация – целый комплекс мероприятий, помогающих быстрее восстановиться после сложной операции или перенесенного заболевания;
- диализ – очищение крови при почечной недостаточности, применение «искусственной почки»;
- профосмотры;
- диспансерное наблюдение;
- неонатальный скрининг – вид обследования новорожденных на выявление у них наследственных заболеваний;
- аудиологический скрининг – проверка слуха новорожденных;
- дородовая диагностика будущих мам.
Назначается лечащим врачом и проводится обычно в том же лечебном учреждении. Или пациента направляют в иные медцентры с направлением.
Медицинская помощь бывает 3 разновидностей:
Плановая |
Неотложная |
Экстренная |
Проводится регулярно или по назначению. Процедуры для поддержания или улучшения состояния пациента, жизнь которого находится вне опасности. | Комплекс мер при сложной, но неопасной ситуации. | Оказывается при чрезвычайных ситуациях, когда жизнь пациента в опасности. Отказ врачей не допускается, это незаконно и противоречит клятве Гиппократа, даваемой каждым медицинским работником в начале их обучения. |
Возможные причины отказа в медицинской помощи
Специалисты обязаны предоставить конструктивные причины, почему они не желают заниматься лечением пациента. Самые распространенные:
- Отсутствие записи – большинство врачей в поликлиниках и больницах принимают пациентов только после записи. Об этом посетителей уведомляют сотрудники справочной в холле медучреждения. Необходимо предварительно записаться на прием к нужному специалисту, если не требуется неотложная помощь и явиться в указанное время.
- Постоперационные или реабилитационные мероприятия были выполнены не полностью. Например, лечащий врач составил неполный список лекарств для больного, вписав лишь имеющиеся в наличии препараты. Или требуются процедуры, которые пациент может получить в других учреждениях и платно, хотя он вправе получать их без оплаты и очереди из-за своего диагноза.
- Навязывание платных услуг пациентам, введение их в заблуждение. Требование оплатить врачу с неотложки за вызов, приобрести дорогие лекарства, хотя есть более доступные аналоги. Замена «улучшенной модели» хрусталика за плату вместо обычной операции, которую можно выполнить бесплатно по ОМС.
- Отказ сменить лечащего врача или прикрепить к медучреждению. Поликлиники принимают население по месту прописки и обязаны включать всех живущих рядом. Полис ОМС действителен на всей территории страны, владелец вправе обратится в любую больницу или поликлинику и получить там лечение бесплатно, если оно работает с ОМС.
Куда можно обратиться с жалобой, если отказали в медицинской помощи
Свое недовольство гражданин должен облечь в письменную форму – составить жалобу и обратиться:
- В администрацию той медицинской организации, где ему было отказано (к главному врачу или его заместителю). Данные специалистов можно получить в холле учреждения или справочной.
- В страховую компанию, выдавшую ОМС – телефоны указаны на самом бланке полиса или официальном сайте компании.
- Территориальное отделение ФОМС.
- Территориальное отделение Росздравнадзора.
- Региональный Минздрав (департамент здравоохранения).
- Правительство региона.
- Прокуратуру.
- Депутатам, в общественные объединения.
- Администрацию Президента или суд.
Лучше начать с администрации медучреждения, затем действовать от противного: если отказала одна инстанция, идти выше. Суд считается последним местом, там жалоба превращается в иск и будет возбуждено судебное производство в отношении врача и его начальства, считающего такое поведение специалиста допустимым.
Порядок действий
Ситуации, когда врачи не желают лечить пациента оборачиваются конфликтом. Здесь важно успокоиться и действовать обдуманно:
- Выяснить объективную причину. Специалисты обязаны четко произнести ее. Потом запомнить ФИО врача и номер его кабинета.
- Обратиться с устной жалобой к заведующему и руководителю учреждения. Потребовать объяснений. Пациента могут записать в ближайшее время или устроят ему немедленный прием у другого специалиста, если причина оказалась надуманной.
- Проблема осталась – набрать номер «горячей линии» территориального отдела ФОМС или Минздрава (их можно посмотреть на сайтах данных учреждений). Все разговоры записываются автоматически. Достаточно назвать себя, данные медцентра, где отказали и ФИО сотрудника. Если на звонок не последовало реакции, написать письменную жалобу в организацию, куда звонили.
- Далее идти в Росздравнадзор с жалобой, если нет реакции – в прокуратуру. Указать в тексте обращения факты отказа других инстанций и приложить их отписки. Все госучреждения обязаны отсылать письменные уведомления в ответ на заявления. В отказных указывать причину.
- Кроме письменного заявления гражданин может записаться чрез официальный сайт на прием к руководителю (или заместителю) и изложить свою проблему ему.
Как составить жалобу
Эффективнее письменные обращения, т.к. они требуют ответного уведомления, которое присылается заказным письмом на указанный заявителем адрес. Необходимо составить два одинаковых документа. В первом сотрудники инстанции поставят пометку о получении, а второй экземпляр заберут. Внешне жалоба выглядит как стандартное заявление и пишется на обычном листе А4. Состоит из:
- Шапки. Там автор пишет наименование учреждения – получателя, его адрес, ФИО руководителя. Ниже отдельной строкой свои данные – ФИО, адрес проживания и контакты. Ниже «шапки» в центре поместить слово: «Жалоба».
- Содержание. Кратко и придерживаясь делового стиля, автор должен изложить проблему. Когда, где и что случилось. Со ссылкой на нормативные акты.
- Заключение – тут автор излагает свои требования, например: «Прошу разобраться в ситуации» или «Прошу призвать к ответу».
- Опись – списком перечислить все прилагаемые к жалобе документы, в скобках напротив каждого указать, оригинал это или копия.
- Дата, подпись и расшифровка подписи.
Не допускаются помарки, приписки карандашом и произвольные речевые обороты. Можно написать жалобу вручную или напечатать. Содержание обоих экземпляров документа должно быть идентичным. Доказательства также важны: записи разговоров, видео, чеки оплаченных услуг, договор ОМС по которому человек вправе лечиться бесплатно и пр.
Судебная практика
Суд является конечной инстанцией, куда может обратиться гражданин. Прежде следует обойти другие учреждения: Росздравнадзор, городская администрация, прокуратура и пр. Обращения, касающиеся неоказания медицинских услуг делятся на 2 группы:
- Истец возмущен непрофессиональным поведением врачей, отказавших ему в медицинской помощи и возмещении вреда, ставшего последствием их действий. Подобные иски вправе подавать как сам пострадавший, так его родственники в случае смерти или недееспособности последнего.
- Недовольство отсутствием услуг или их качеством. Пациент выступает как потребитель и судья будет апеллировать к Закону № 2300-1 (07.02.1992) «О защите прав потребителей»:
- госпошлину истец не платит;
- обычно проводится экспертиза качества оказанной медпомощи и всех последствий в результате невыполнения врачами их работы;
- истец может затребовать возмещение материального и морального вреда.
Ответственность медицинских учреждений
За невыполнение своей работы врачи и их руководство несут уголовную ответственность. Медучреждение можно наказать по 1068 статье в ГК РФ за ухудшение здоровья пациента, кому отказались помочь. Отдельных специалистов можно привлечь по другим статьям:
- статья 125 в УК РФ – за нежелание оказать медицинскую помощь;
- статья 293 в УК РФ – халатность;
- статья 118 в УК РФ – нанесение тяжкого вреда здоровью;
- статья 109 в УК РФ – причинение смерти пациенту по неосторожности.
Законы защищают права людей, главное нужно действовать оперативно и не спускать дело на самотек. Меру наказания виновным назначит суд после рассмотрения искового заявления, подкрепленного доказательной базой.