Как оформить наследство у нотариуса? - Бесплатная юридическая консультация

Как оформить наследство у нотариуса?

Автор статьи: Последнее изменение: Январь 2024 года 3815 0

Каждый человек может столкнуться с ситуацией, когда он теряет близкого человека или родственника. Его наследство после смерти должно перейти родственникам или лицам, на которых умерший человек оставил завещание. Этот переход осуществляется через оформление наследства у нотариуса после смерти владельца наследства. Процесс документального оформления наследства на нового владельца проходит поэтапно с соблюдением требований, установленных российским законодательством. В этой статье будут рассмотрены основные задачи, которые предстоит решить у нотариуса в связи с принятием наследства скончавшегося гражданина.

Функции нотариуса при оформлении наследства

Оформление наследства после смерти у нотариусаНотариус является официальным представителем государства, который фиксирует законность действий граждан при принятии доставшегося наследства. В его задачи входит подтверждение фактического права гражданина на наследство скончавшегося лица. Это право оформляется документально с помощью составления Свидетельства о праве на наследство. Для его оформления нотариусу нужно предъявить соответствующие документы, доказывающие права обратившегося гражданина на наследство умершего лица.

Комментарий специалиста
Леонов Виктор
Юрист
Задать вопрос эксперту
Оформление наследства, передаваемого по закону, следует проводить в нотариате, находящемся в месте, где умерший гражданин имел последнюю регистрацию или где находится большая часть наследства. Наследование имущества на основании составленного завещания целесообразно оформлять у нотариуса, заверившего волеизъявление наследодателя.

Для оформления права на наследство придется посетить нотариуса несколько раз.

Первоначальное посещение нотариуса предполагает решение следующих задач:

  • открытие наследственного дела на основании заявления предполагаемого наследника, проверка первичных документов, подтверждающих его право получения наследства, а также определение списка дополнительных документов;
  • определение всех претендентов на наследство, и возможного обременения при его получении;
  • распределение имущественных долей между наследниками, а также обязательств, в случае их получения;
  • предварительный подсчет госпошлины за наследуемое имущество и уточнение списка дополнительных документов для предъявления нотариусу.
Вторичное посещение нотариуса требуется для передачи недостающих документов, а также квитанции или чека, удостоверяющего оплату пошлины. Уточнив все вопросы наследования имущества законными наследниками скончавшегося гражданина, нотариус назначает дату, когда они могут получить готовый документ о праве на наследство.

В назначенную дату наследники должны забрать оригинал составленного нотариусом свидетельства. Он не является окончательным документом, чтобы полноправно владеть унаследованным имуществом. Для полного перехода наследства преемникам его нужно зарегистрировать в официальных государственных органах. В случае наследования недвижимости ее нового владельца заносят в Росреестр.

Первичные документы для оформления наследства

Первоначально обязательно потребуются следующие документы для оформления наследства у нотариуса:

  • свидетельство, подтверждающее факт смерти владельца имущества;
  • справки, доказывающие родственную связь с умершим наследодателем;
  • справку из жилищной компании об адресе регистрации на момент смерти лица, а также сведений о гражданах, проживавших вместе с ним;
  • удостоверение личности — паспорт претендента на наследство;
  • свидетельство о праве собственности умершего владельца на наследуемую недвижимость, если ему принадлежала доля в собственности, принадлежащей нескольким владельцам, то она должна быть указана;
  • справка об отсутствии долга по оплате коммунальных услуг;
  • выписка из Росреестра с отметкой об отсутствии обременения;
  • пакет документов из БТИ: копию кадастрового паспорта, схему планировки, эксплуатационных характеристик и т. д.

Дополнительные документы для нотариуса

 Дополнительно нотариусу нужно предъявить:

  • справку или оценочное заключение о стоимости наследуемого имущества;
  • платежный документ на оплату пошлины.

Дополнительные документы для нотариусаИнформация о стоимости нужна для определения размера пошлины, которую нужно оплатить перед тем, как посетить нотариуса повторно. Для этого необходимо заказать проведение оценки его стоимости, воспользовавшись услугами компании, имеющей лицензию на этот вид деятельности. Они оценивают объект, исходя из его рыночной стоимости. Компания-оценщик для объективной оценки потребует документы, характеризующие техническое состояние исследуемого объекта, его расположения и значимости этого местоположения.

Можно также заказать информацию о стоимости по кадастру, занесенной в Росреестр, если оценке подлежит недвижимость.

Комментарий специалиста
Шадрин Алексей
Юрист
Задать вопрос эксперту
Наиболее низкая стоимость на недвижимость обозначена в БТИ. Ее называют инвентаризационной стоимостью. Справка из БТИ об этой стоимости также может быть предъявлена нотариусу.

Для определения пошлины в 2022 году нотариат может использовать наименьшую из трех оценок имущества с учетом кадастровой, инвентаризационной или рыночной стоимости.

Действия при оформлении банковских сбережений, акций и других ценных бумаг

Единых унифицированных правил при оформлении наследуемых акций, сбережений в банках и любых бумаг, обладающих ценностью, не существует. Каждый конкретный случай нотариус решает индивидуально. Однако применяются определенные требования при их переоформлении на наследников.

Действия при оформлении акций:

  • Нотариус на основании заявления наследников о признании права наследования акций предприятия, адрес и наименование которого должны быть указаны заявителем, делает запрос в эту организацию с просьбой представить выписку из реестра с подтверждением членства наследодателя в качестве акционера. В документе указывается количество акций, которыми он владел, а также их тип.
  • Наследник обязан предъявить рыночную оценку стоимости этих акций.
  • При получении всех сведений нотариус оформляет на наследника свидетельство о праве владения акциями.
  • После этого сам наследник обращается в акционерное общество с заявлением о внесении его в существующий реестр. К заявлению прилагается копия выданного свидетельства, заверенная нотариусом.

Действия при наследовании банковских вкладов:

  • Если у наследодателя имелись сбережения, которые хранились в банке, и на них нет завещания, а наследник не был осведомлен о банковском счете, то нотариус делает запрос в указанный им банк.
  • С этим запросом наследник лично обращается в банк с заявкой о розыске вкладов умершего родственника. Туда он должен предъявить также свой паспорт и свидетельство о смерти вкладчика.
  • Сведения о наличии сбережений и их количестве, хранящихся на указанных банковских счетах, направляются банком нотариусу. Для розыска вкладов определен срок до 2 месяцев.
  • На основании этого документа нотариус оформляет свидетельство на право распоряжения наследником денежными вкладами после шести месяцев со дня смерти вкладчика.
Если на банковский вклад было составлено завещание на другое лицо непосредственно в банке, то нотариус должен быть об этом проинформирован банком.

Стоимость оформления наследства

Стоимость оформления наследства у нотариуса складывается из двух частей:

  1. Основные расходы образуются за счет оплаты пошлины государству. Ее размер зависит от степени родства наследников к усопшему родственнику, если они наследуют его имущество по закону, и оценочной стоимости доставшегося наследства. Близким родственникам установлена сумма в размере 0,3% стоимости наследуемого имущества, максимальный размер которой ограничен 100 тысячами рублей.
  2. Второстепенным наследникам положено платить пошлину, составляющую 0,6% от размера оценки наследства. Верхний предел пошлины составляет миллион рублей.

Законом определено освобождение от оплаты пошлины определенных лиц, в том числе участников и инвалидов военных действий, героев РФ и Советского союза. Не должны ее платить и граждане, унаследовавшие банковские вклады.

Комментарий специалиста
Колесникова Анна
Юрист
Задать вопрос эксперту
Дополнительно с затратами на пошлину возникают расходы на услуги нотариуса при оформлении наследства. Установленные тарифы на услуги нотариуса в разных регионах несколько отличаются. В среднем они составляют от 100 до 500 рублей.

Сроки вступления в наследство

Для заявления нотариусу о праве на наследство установлен срок в полгода. Он считается со дня кончины наследодателя или даты признания его умершим. Такое заявление наследника считается его вступлением в наследство. Если кто-либо из родственников этот срок пропустил, хотя знал о кончине наследодателя, то наследство может быть распределено между другими наследниками, обратившимися к нотариусу с заявлением. В случае отсутствия наследников и лиц, имеющих право наследовать имущество наследодателя, после окончания полугодового срока наследство будет считаться выморочным и перейдет в распоряжение государства.

При пропуске установленного срока претендовать на положенное наследство можно только, имея на руках решение суда. Чтобы суд принял положительное решение в пользу наследника, он должен иметь веские причины, по которым наследник упустил срок вступления в наследство.

Обойтись без судебного решения можно только, договорившись с другими наследниками, получившими наследство. Если они согласятся выделить положенную опоздавшему наследнику часть наследства, придется заново обращаться к нотариусу за переоформлением выданных ранее документов.

Документы для скачивания

Автор статьи
Лина Смирнова
Юрист. Опыт работы в юридической сфере - более 10 лет. Образование - высшее юридическое. Окончила СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет).
Написано статей
10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *