Бесплатные консультации юриста по телефону:
Москва и область
+7 (499) 703-52-34
Санкт-Петербург и обл.
+7 (812) 627-15-62
Остальные города
8 (800) 555-67-55 доб.341

Основные направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

Автор статьи: Последнее изменение: Май 2019 года 522 0

Основные направления социальной работы с детьмиВоспитание детей – это сложный комплекс мер, направленный на интеллектуальное, нравственное, эстетическое, физическое развитие ребенка и вхождение его в социум. Обычно эта задача ложится на родителей, а государство вмешивается лишь в критических ситуациях. Однако если родители детей не желают выполнять свои обязанности или не могут этого делать по объективным причинам, воспитательные функции берет на себя государство. Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, проходит в рамках целевых программ и поддерживается на федеральном и региональном уровне. Юридически она регулируется Гражданским и Семейным кодексом, ФЗ №159 от 21.12.1996 г., другими нормативными актами, а также нормами международного права (например, Конвенцией о правах ребенка).

Когда ребенок остается без попечения

С точки зрения закона детьми, оставшимся без попечения, являются несовершеннолетние, чьи родители живы, но по разным причинам не могут или не хотят заботиться о них:

  • лишены родительских прав или ограничены в них;
  • признаны безвестно отсутствующими или умершими;
  • признаны недееспособными;
  • отбывают наказание в местах лишения свободы или находятся под стражей в связи с подозрением в преступлении;
  • злостно уклоняются от воспитания;
  • отказываются забирать их из образовательных или медицинских учреждений;
  • установить родителей невозможно (подкидыши или потерявшиеся дети);
  • пребывание с родителями несет угрозу жизни и здоровью ребенка и вынуждает изъять его из семьи;
  • иные случаи (например, тяжелая болезнь, длительные командировки или работа в другом городе и т.п.).

Иногда возможна комбинация этих причин. Например, один из родителей недееспособен, а второй попал в места лишения свободы.

Родителей, которые не заботятся о ребенке, могут заменить другие родственники: бабушки или дедушки, тети или дяди по материнской (отцовской) линии, совершеннолетние братья и сестры. В этом случае они в короткие сроки оформляют опекунство (попечительство), и ребенок официально переходит под их ответственность. Если же таких взрослых не нашлось, ответственность за несовершеннолетнего несут государственные органы. Ребенка помещают в специальные учреждения, где заботятся о нем и обеспечивают всем необходимым до совершеннолетия.

Статистика показывает, что большая часть детей, оставшихся без попечения, относится именно к социальным сиротам. Те, чьи родители умерли, составляют меньшинство.

Надо отметить, что формально ребенок, которого родители отправили пожить на пару недель к бабушке, также считается оставленным без попечения родителей. Однако если этот срок не превышает 30 дней, органы опеки не обязаны принимать активное участие в его судьбе, если к этому нет объективных причин. К ним прежде всего относится угроза жизни и здоровью, а также сомнения в легитимности прав взрослого. Но когда ребенок находится без родителей (даже под присмотром других взрослых) больше месяца, социальным службам придется принять меры. Они должны будут либо призвать родителей более добросовестно исполнять свои обязанности, либо официально оформить опекунство на ухаживающего за ребенком взрослого (постоянно или временно), либо поместить ребенка в социальные учреждения.

Куда помещаются дети, оставшиеся без попечения

Приоритетным считается воспитание детей в семье. Поэтому органы опеки стараются в кратчайшие сроки найти тех, кто мог бы взять на себя заботу о детях, оставшихся без попечения: найти им усыновителей или опекунов. Если это сделать не удается, детей помещают в государственные социальные учреждения, на сотрудников которых ложатся соответствующие функции.

Куда помещаются дети, оставшиеся без попеченияДети до 3 лет помещаются в дома ребенка. После этого их переводят в детские дома или приюты. Дети школьного возраста также могут воспитываться в школах-интернатах. При этом внутри каждого типа учреждения также существует дифференциация. Например, есть отдельные интернаты, куда помещают детей с умственной отсталостью. Временно дети могут размещаться в социально-реабилитационных центрах и других аналогичных учреждениях. Например, туда привозят тех, кто сбежал из дома.

При этом как только появится возможность устроить ребенка в семью (или вернуть биологическим родителям), это должно быть сделано незамедлительно.

Кто является законным представителем ребенка

В тот момент, когда ребенок утрачивает родительское попечение, обязанность защищать его права и интересы переходит к органам опеки. Это не требует какого-то специального подтверждения: издания приказа, распоряжения и т.п. Достаточно самого факта, что родители в данный момент не выполняют свои обязанности, и за ребенком некому присматривать. До тех пор, пока они не устроят его дальнейшую судьбу, законными представителями становятся сотрудники органов опеки. Впоследствии эта функция переходит к взрослым, которым ребенка передали – усыновители, опекуны либо администрация социального учреждения.

Начиная с 10 лет, ребенок может решать, хочет ли он быть усыновленным, вернуться к биологическим родителям и т.п. Если он на это не согласен, его мнение будет решающим и органу опеки нужно будет искать другой вариант устройства.

При этом в ряде случаев органы опеки продолжают отслеживать дальнейшую судьбу ребенка. Например, при оформлении опеки они регулярно проверяют условия проживания несовершеннолетнего, а опекун предоставляет ежегодный отчет о расходовании средств, выделенных на подопечного.

Социальная работа с несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей

Социальная работа – это отдельная профессия, специалистов которой готовят во многих вузах. Работают такие сотрудники не только с детьми, оставшимися без попечения, но и с теми, кто входит в группу риска. Они занимаются профилактической работой, а если они видят, что ребенку угрожает опасность, могут обратиться в органы опеки и инициировать изъятие несовершеннолетнего из семьи.

Кроме того, поскольку дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к социально незащищенным категориям граждан, им гарантированы дополнительные права и льготы. Например:

  • возможность поступления вне конкурса в образовательные учреждения при условии успешной сдачи экзаменов. Кроме этого, они имеют право на увеличенную стипендию;
  • если у ребенка не осталось жилплощади от родителей, он имеет право на однократное предоставление жилья из специального фонда по договору социального найма;
  • право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе оздоровление и прохождение регулярных медосмотров. Также такие дети имеют право на бесплатное лечение в санатории (при наличии показаний), бесплатный отдых в оздоровительных и спортивных лагерях, а также бесплатный проезд до мест отдыха (лечения) и обратно;
  • для профориентации и трудоустройства детей, оставшихся без попечения родителей, разрабатывается программа мероприятий. Также работодателей стимулируют к приему на работу этой категории соискателей и создание для них специальных квот.
Помимо этого, разрабатываются долгосрочные целевые программы на федеральном и региональном уровнях. Их цель – снижение уровня социального сиротства, а также создание условий для успешной адаптации таких детей в обществе, содействие в их профессиональном и личностном самоопределении.

Снижение социального сиротства

Работа по сокращению социальных сирот идет по двум направлениям. Первое нацелено на профилактику. Социальные работники курируют неблагополучные семьи, которые относятся к группе риска, занимаются профилактикой детской безнадзорности и т.п. Сюда входит и помощь семьям, оказавшимся в трудной ситуации, и просветительская работа. Нередко они тесно сотрудничают с сотрудниками правоохранительных органов, чтобы вовремя пресекать нежелательные явления.

Снижение социального сиротстваТакже много усилий прикладывается для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. Существуют различные формы устройства в семью (усыновление, опекунство, патронатная семья и пр.). На федеральном и региональном уровне разработаны методы поддержки опекунов, в частности, выплаты денежных пособий. При этом у сотрудников органов опеки нет задачи устроить ребенка любой ценой. На первом месте стоят интересы несовершеннолетнего, поэтому законного представителя подбирают очень тщательно.

Последние изменения

В 2019 году значительных изменений в законодательстве по данному вопросу не предусмотрено. Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Автор:
Юрист. Большой опыт работы в юридической сфере. Высшее юридическое образование. Окончила МГЮА (Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина).
Остались вопросы? Опишите свою проблему и мы поможем ее решить!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *